Темповой подскок (вальсет) должен рассматриваться как эффективное средство для быстрого набора скорости и подготовки к выполнению последующих движений. Рассмотрим несколько технических разновидностей вальсета.

Закрытый вальсет - наиболее распространенная форма, при которой подскок выполняется на маховой ноге с вынесением вперед слегка согнутой в колене толчковой ноги и одновременным взмахом руками снизу вверх (рис. 62, а).

Туловище в момент подскока подается вперед для быстрого (без задержки) перехода на толчковую ногу. При выполнении такого вальсета немаловажное значение приобретает работа рук: взмах руками выполняется снизу вверх, но не до отказа. Руки при этом слегка согнуты в локтях, кисти опущены. Опускание кистей способствует округлению спины, что необходимо для быстрого сокращения мышц спины, растянутых на вальсете.
В зависимости от последующего элемента форма закрытого вальсета может изменяться. Перед короткой связкой (например, рондат - фляк) прыжок делается невысоким, длинным, с сильным наклоном туловища вперед. Перед длинной связкой прыжок обычно бывает более коротким. Перед отдельным элементом, в котором обязательно кратковременное максимальное разгибание тела (маховым сальто и пр.), вальсет должен быть утрированно закрытый, что способствует активизации разгибания. Открытый вальсет известен как «японский» (рис. 62, б).
Для «японского» вальсета характерно быстрое отталкивание, следующее сразу за полетом в прогнутом положении. Однако в зависимости от последующего движения характер постановки ног варьируется. Если за вальсетом следует рондат, переворот или другой низкий разгонный элемент, ноги ставятся при максимальном наклоне туловища как бы под себя. Когда же необходим высокий полет, то наклон тела (его «падение») прерывается стопорящей постановкой толчковой ноги.
Открытый вальсет наиболее пригоден в том случае, когда необходимо получить мощное вращательное движение. В частности, он эффективен при выполнении таких «мужских» элементов, как полуторные сальто в кувырок и др. Удобно выполнять с такого вальсета маховое сальто вперед в шпагат и т. п. Есть еще одна форма вальсета - с прямым положением тела в полете (рис. 62,в). Такой вальсет целесообразно выполнять перед сериями фляков, комбинациями, включающими темповые сальто. Обучение.
В. Затруднения в обучении.
Вальсет не способствует набору необходимого переместительного движения.
1. Подскок выполнен точно вверх, без наклона («сваливания») вперед. Можно указывать условное место для постановки рук.
Вальсет не дает высокого вылета.
2. Подскок выполнен очень высоко. Необходимо утрировать «сваливание» вперед при выполнении вальсета.
3. Не используется переход с пятки па носок при отталкивании. Отход выполняется со всей ступни. Следует отработать постановку ноги па пятку с перекатом на носок.
Вальсет не дает необходимого вращательного движения.
4. В подскоке нет «сваливания». Толчковая нога выносится вперед. Выполнить подскок с установкой на дальность продвижения вперед.
5. Не отрабатывает полностью маховая нога. Выполнить вальсет, обратите внимание на работу маховой ноги.

Курбетные движения. В широком плане под курбетными движениями можно понимать все толчковые полу-перевороты. Их четыре: 1) собственно курбет, уже упоминавшийся выше и входящий в рондат и фляк; 2) обратный курбет - прыжок вперед с ног на руки, являющийся первой половиной переворота вперед толчком двумя ногами; 3) фордер - отталкивание с рук с разгибанием тела и его вращением вперед. Встречается как составная часть переворотов вперед и - гораздо роже - в самостоятельном виде; 4) полупереворот назад на руки, известный как первая часть фляка.

Для всех упомянутых движений характерно общее - наличие отталкивания, резко активизированного сгибательными (разгибательными) действиями всего тела, маховыми действиями свободных звеньев, и как результат ускоренное переместительное и вращательное движение всего тела в направлении движения маховых звеньев.
Собственно курбет. Выполняется из стойки на руках: гимнастка, оттягиваясь в плечах и округляя при этом спину, отталкивается руками от опоры, сгибаясь в тазобедренных суставах. Завершается курбет приземлением на ноги и полным выпрямлением. Наиболее эффективен курбет в составе переворота назад, когда он выполняется из максимально прогнутого положения. Выполнения курбета с места (то есть из статической стойки на руках) требует обязательного «сваливания» тела с небольшим провалом в грудной части, обеспечивающим разгон (рис. 63,а). В таком разгоне нет необходимости, когда курбет выполняется не с места, а как составная часть фляка (рис. 63,6). Предшествующее сгибанию («снятию курбета») разгибание тела обеспечивает наиболее удобные условия для его выполнения. Только максимально прогнутое тело, ориентированное по отношению к опоре примерно на 45-60°, обеспечивает выполнение эффективного курбета (рис. 64,а).
Завершение курбета может изменяться в зависимости от характера последующего движения. Стопорящая постановка ног на курбете целесообразна для выполнения высоких сальто. Проходящий курбет применяется для соединения низких разгонных движений типа фляков, темповых сальто и т. п. При выполнении курбета с места можно по желанию поставить ноги ближе или дальше на опору, что определяет стопорящий или нестопорящий характер курбета.
Обратный курбет - прыжок вперед с ног на руки. Данное движение также основано на сгибании тела в тазобедренных суставах с одновременным отталкиванием ногами.
Усложнить обратный курбет можно за счет поворотов вокруг продольной оси. В этом случае отталкивание и взмах руками выполняются больше вверх, нежели вперед, что позволяет поворачиваться в полетной фазе переворота более чем на 360°. Сгибание тела при этом значительно меньше, что биомеханически более целесообразно для введения поворотов вокруг продольной оси. Фордер. Чаще всего это вторая часть переворота толчком одной или одновременным толчком двумя ногами. Выполнение фордера целиком зависит от предшествующего обратного курбета (в случае с переворотом толчком двумя ногами). Завершив обратный курбет приходом в стойку на руках, гимнастка активно прогибается, отталкиваясь при этом руками и оттягиваясь в плечевых суставах. Голова наклоняется назад, что способствует удержанию прогнутого положения вплоть до приземления на ноги. Завершив переворот вперед приземлением на ноги, гимнастка восстанавливает равновесие, закрепляя при этом ягодицы и разводя руки в стороны. Поскольку наиболее распространенным является собственно курбет, остановимся на некоторых моментах, касающихся обучения.
Обучение курбету следует начинать сразу после овладения стойкой на руках. Курбет можно расчленить на следующие компоненты: отталкивание в стойке на руках; сгибание в тазобедренных суставах; одновременное отталкивание руками и сгибание в тазобедренных суставах. В такой же последовательности может осуществляться и обучение курбету. Возможно использование возвышения (скамейки, мата) для увеличения времени полета. Напротив, для отработки толчка руками целесообразно выполнять курбет на возвышение. При этом главное - стремиться отталкиваться, мак¬симально оттягиваясь в плечах. Завершать курбет следует не опуская рук и слегка округляя спину. Моменты, имеющие отношение к ошибочным вариантам курбета, рассматриваются нами при характеристике фляка.
Переворот в сторону (колесо) представляет интерес как подводящее упражнение к рондату и некоторым другим важным элементам.
При исполнении колеса гимнастка, поочередно отталкиваясь левой и правой ногой, проходит через стойку на левой (при колесе влево), а затем на правой руке. После завершения толчка правой ногой движение ею носит маховый характер. Приземляясь на маховую ногу, гимнастка переносит на нее о. ц. т. и выпрямляется.
Даже при быстром исполнении переворота, в том числе высокого, поочередная постановка рук обязательна, поскольку тело проходит в боковой плоскости.
Основные шаги обучения колесу: стойка на руках; стойка на руках иа положения боком или стоя лицом к движению, но с поворотом; из стойки на руках у стенки опуститься в упор на ногу с переходом на другую ногу.
При исполнении колеса ноги следует максимально разводить. Само колесо исполняется за счёт длинного шага вперёд одной ногой с последующей далёкой постановкой рук вперёд. Т.е. сначала выполняется шаг левой вперёд, далее руками надо как можно дальше потянуться вперёд к опоре. Левая кисть ставится перпендикулярно правой (правую кисть желательно ставить несколько выше левой). Хотя колесо и является переворотом боком, но ещё раз повторимся, что шагать надо именно вперёд, а не вести руки через боковую плоскость. Руки ставятся на опору только после выполнения длинного шага (при постановке рук надо как можно дальше тянуться вперёд, тогда колесо получится в длину, а не под себя).

Рондат. По существу рондат - это колесо с поворотом на 90°. Начало движения такое же, как при колесе, но правая рука ставится не по осевой линии движения, а несколько сбоку от нее (слева — при повороте налево), с разворотом кисти. Поворот начинается в стойке на одной руке (проходящее положение). Поочередная постановка рук позволяет хорошо подготовить последующий курбет. Голова в момент «прокатывания» по рукам несколько приподнята, взор устремлен на кисть дальней руки. Полный поворот на 90° совпадает с активным отталкиванием руками и курбетом. Голова при этом наклоняется на грудь, спина округляется. Характерным является «прокатывание» через слегка согнутые руки. Сгибание рук (небольшое и непроизвольное) - своего рода рессорный механизм, позволяющий подготовить двигательный аппарат гимнастки к активному, мощному курбету, завершающему рондат (рис.65).

Эффективным можно считать рондат, при исполнении которого: достигается быстрый и полный поворот в положение, удобное для курбета; действия курбета хорошо согласованы с отталкиванием; благодаря отталкиванию быстро поднимаются плечи.
Применительно к коротким соединениям рондат выполняется под себя, с очень быстрой круткой ног (рис. 66, а). При выполнении длинных соединений, где нужны скорость и разгон, рондат выполняется со «сваливанием» вперед и последующим махом больше через голову (рис. 66,6).
Обучение.
А. Исходная база.
1. Стойка на руках.
2. Курбет и.ч стопки на руках.
3. Колесо из любых положений с места, с вальеста.
Б. Основные упражнения.
1. Колесо с места, с вальсета. Разбег небольшой. Основная задача - акцентировать внимание на поочередной постановке рук и «прокатывании» по рукам. Необходимо очень хорошо прочувствовать одпоопорные положения.
2. Колесо с поворотом в стойку (можно выполнят!) па первых порах с помощью). Главное - быстрый поворот до прохождения телом вертикали.
3. Колесо с поворотом в стойку на руках и курбет. Упражнение выполняется по разделениям. Основное при исполнении данного задания - не спешить с курбетным движением до полного поворота в стойке. На курбете закрываться и наклонять голову на грудь.
4. Рондат. Главное на данном этане добиться хорошего «наката» и пер¬вой части рондата. Курбет выполнять активным бросковым движением сверху вниз.
В. Затруднения в обучении.
Выход из плоскости движения.
1. Затруднение связано с неполным поворотом плечом в стойке на руках (рис. 67, а). Вернуться к упражнению Б,2. Обратиться к упражнению Г, 1, акцентируя внимание на полном повороте плечом, не на курбете.
2. Ошибка, противоположная предыдущей. Выполнен чрезмерный поворот плечом (рис. 67,6). Вернуться к упражнениям Б, 1, 2 и обратиться к упражнению Г, 1.